зачем исследовать?
Исследование поможет увидеть неформальную структуру организации, выявить скрытых лидеров, экспертов и наставников, повысить качество преподавания за счет внутренних ресурсов школы.
Профессиональные взаимодействия между членами коллектива отражают структуру организации. Анализ структуры показывает, что властью обладают люди, не имеющие формального статуса, а профессионально поддерживают педагогов совсем не те, кто должен это делать
Исследование структуры профессиональных взаимодействий позволит
1
Увидеть
реальную структуру организации
2
Выявить
потенциальных неформальных лидеров, экспертов и наставников (это далеко не всегда очевидно)
3
Оценить
происходит ли реальный обмен опытом и групповая работа в школе
4
Найти решения
при внедрении любых школьных инноваций
5
Избежать ошибок
при внедрении любых школьных инноваций
6
Увидеть
насколько не совпадают ваши представления о собственном коллективе с реальностью
В каждой школе есть люди, которые могут выполнять функцию регулярной профессиональной поддержки учителей. Рассмотрим фрагмент отчета одной из школ:
Структура ОРГАНИЗАЦИИ
взаимодействие друг с другом
взаимодействие с руководством
Команды
Что еще
По своей инициативе обращаются по вопросам обучения и воспитания к:
16%
Директору
(он в организации один)
22%
Заместителям
(их обычно трое)
16%
Руководителям ШМО
(школьных методических объединений, обычно 5 — 6 человек)
Очевидно, что у заместителей и руководителей школьных методических объединений есть масса других забот, кроме регулярной поддержки педагогов: ведение статистики, заполнение отчетов, контроль, работа с родителями, реагирование на запросы и много чего еще... Однако функция методической поддержки учителей должна исполняться в школе, и для этого есть потенциал.
84%
Считают
полезным и правильным посещение уроков
29%
Ходят
на уроки своих коллег
16%
Обращаются
к руководителю ШМО за профессиональной помощью
В данной школе есть большой ресурс для организации взаимного обучения учителей:
84% считают полезным взаимопосещения уроков. Однако он используется лишь на треть, т.к. всего 29% педагогов обмениваются практическим опытом (посещают уроки друг друга)
63%
Считают
себя членами команд
26%
Из них
реально ими являются
Является ли это проблемой? Зависит от вашего отношения к командной работе: считаете ли вы, что реализовать ФГОСы можно исключительно в совместной деятельности учителей?
Содержание отчёта

1. Элементы организационной культуры
  • Признание ценности сотрудничества и доверия
  • Регламентированный и нерегламентированный обмен опытом
  • Принятые процедуры, связанные со взаимопосещением уроков
  • Наличие групп, команд, совместной деятельности
  • Представления о способах решения конфликтных ситуаций
  • Уровень удовлетворенности работой

2. Сетевой анализ
  • Уровень сложности актуальных профессиональных связей
  • Рейтинг актуального профессионального лидерства
  • Потенциальные профессиональные связи (скрытый резерв)
  • Рейтинг потенциального профессионального лидерства
  • Личные связи в организации (часто путаем с профессиональными)
  • Рейтинг личного лидерства

3. Выводы, рекомендации
Обратите внимание на №32, №13, №36, №26 — это профессиональные лидеры, реальный ресурс для вас и ваших учителей. Педагоги без связей — это группа риска. Они больше других подвержены выгоранию, ограничены в профессиональном росте. Большая часть руководителей ШМО занимается важными делами, но только не поддержкой учителей.

В исследовании будут такие же иллюстрации, фиксирующие а) потенциальные профессиональные и б) личные связи в коллективе
Результат — в течение пары дней
КАК ПРОХОДИТ ИССЛЕДОВАНИЕ?
Заполняете список учителей
Импорт списка занимает менее 30 минут
Педагоги отвечают на вопросы анкеты
Каждый потратит не более 15 минут (онлайн дома или на работе)
Система автоматически строит отчёт
Каждый потратит не более 15 минут (онлайн дома или на работе)
Консультация по итогам
Помогаем разобраться с результатами диагностики и принять решения
Ваши коллеги уже провели исследование
1267
Школ, лицеев и гимназий
395
Детских садов
19
Образовательных комплексов